loading

Сделка века на грани срыва. Почему Microsoft не дают построить «Netflix для игр»

В феврале 2022 года Microsoft объявила о крупнейшей сделке в своей истории и игровой индустрии — покупке игрового гиганта Activision Blizzard за $69 млрд. Это сделало бы Microsoft третьей по величине игровой компанией мира по объему выручки после Tencent и Sony. Спустя 15 месяцев сделка на грани срыва — всему виной противодействие антимонопольных регуляторов ключевых стран. Недавно сделку запретили в Великобритании. Ключевой пункт обвинения — злоупотребление доминирующим положением на рынке видеоигр. Рассказываем, зачем Microsoft понадобилось тратить астрономическую сумму на игровую компанию, есть ли у сделки перспективы и какие будут последствия в случае ее срыва или завершения — как для обеих компаний, так и для глобального рынка в целом.

Зачем Microsoft игровой гигант: «Netflix для игр», мобильный сегмент, схватка с Sony

В последние годы Microsoft стремится нарастить присутствие в сегменте видеоигр, активно скупая разработчиков и издателей. Первым серьезным приобретением стал Mojang — разработчик сверхпопулярной песочницы Minecraft. В 2018 году Microsoft скупила сразу шесть компаний, самой значимой из которых стала студия-разработчик ролевых игр Obsidian Entertainment. А в 2020-м компания потратила $7,5 млрд на Zenimax Media, владеющую сразу несколькими знаменитыми студиями: Bethesda (серии ролевых игр Fallout и The Elder Scrolls), Arkane (хиты Dishonored, Prey, Deathloop), idSoftware (авторы легендарных шутеров от первого лица Doom, Quake и Wolfenstein). Это довело количество внутренних студий компании до 23.

Однако все эти сделки меркнут по сравнению с объявленным приобретением Activision Blizzard. Оно может добавить к портфолио Microsoft еще 9 студий и россыпь мегапопулярных франшиз, вроде Call of Duty, World of Warcraft, Overwatch, Diablo, Hearthstone, Candy Crush и других.

Покупка Activision Blizzard помогает достичь нескольких целей. Первая — захват рынка консолей. Nintendo со своими гибридными приставками выступает, скорее, в своей отдельной лиге, поэтому главный конкурент для Xbox от Microsoft — консоли Sony PlayStation. И пока Microsoft уступает японцам: по данным самой компании, PlayStation занимает 70% мирового рынка, а Xbox — всего 30%. В плане продаж консолей последнего поколения Sony тоже уверенно впереди: по оценкам VGChartz, с момента релиза (ноябрь 2020) было продано 35,8 млн PS5 и всего 21,3 млн Xbox Series X/S.

Один из ключевых факторов, на который ориентируются геймеры при выборе приставки — эксклюзивы, то есть игры, выходящие только на одной платформе. Это одна из причин, по которой Sony впереди: у японской фирмы их гораздо больше, и при этом обычно они получают высокие оценки и отлично продаются. Большая часть эксклюзивов Xbox доступна еще и на платформе ПК. Activision Blizzard со своим огромным портфолио должен помочь Microsoft сократить отставание от Sony в этом плане.

Еще один рынок, где Microsoft хочет играть большую роль, — мобильные игры. ResearchAndMarkets оценивал его объем в 2022 году в $118,34 млрд и ожидает его роста до $267,46 млрд к 2027 году. Newzoo оценивает рынок скромнее ($91,8 млрд), однако его объемы все равно превосходят масштабы рынков игр для консолей и ПК, вместе взятых.

Activision Blizzard — один из лидеров этого рынка: компания владеет одной из самых прибыльных мобильных франшиз CandyCrush. Только за последний квартал выручка от игр для мобильных устройств достигла почти $956 млн (больше, чем от игр для ПК или консолей).

При этом в теории поглощение Activision Blizzard позволит Microsoft получить прямой доступ к аудитории в 400 млн человек, минуя необходимость отчислять комиссии в магазинах приложений Apple или Google.

Но амбиции Microsoft простираются дальше, чем просто отъем доли у конкурентов. На встрече с журналистами в 2019 году гендиректор Сатья Наделла заявил, что Microsoft создает «Netflix для игр». Главная идея — возможность играть в высококачественные игры на любом устройстве.

Скопировать ссылку